Амен Смысл этого слова-восклицания — подтверждение, поддержка, согласие: согласен с тем, что ты сказал; да будет так. Произносится обычно после благословения или клятвы. Отвечающий «амен» как бы сам благословляет или клянется. В Талмуде находим, что если ответчик в суде сказал «амен» на обвинение, значит он согласен восполнить ущерб, причиненный истцу. Из Хумаша видим, что раньше его произносили при публичных торжественных клятвах (см. Дварим 27:15). В эпоху Храма этим словом народ отвечал на благословение коэнов. Ныне употребляется главным образом при завершении молитв и благословений. Кроме того, его используют также в качестве ответа на доброе пожелание, хотя в таком случае наиболее полной формой является выражение — «амен, кен йие рацон», «да будет таковой воля Всевышнего». Поскольку слово «амен» родственно слову «эмуна» (вера), евреи всегда относились к нему самым серьезным образом, что подтверждается разработанностью правил, когда и после чего его следует произносить. По словам мудрецов, если простой еврей, далекий от Торы, заходит в синагогу и говорит «амен», его награда за выполнение заповеди весьма велика: «Тот, кто отвечает на молитву, выше того, кто ее читает». Раби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово «амен» является акростихом фразы «Эль мелех неэман», «Б-г — верный Царь», а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире.
Злословие Немного о лашон а-ра Сначала приведем определение того, что по еврейски называется лашон ара, «плохой язык», злословие: слова и высказывания, сказанные одним человеком другому, причиняющие вред третьему лицу. Лашон ара — не всегда сплетни (рахилут), которые тоже безусловно запрещены Торой. Мудрецы указывают, что тот, кто нарушает запрет на «плохой язык», нарушает тем самым не одну заповедь Торы, а сразу 31! Т.е. нарушитель запрета на злословие преступает больше заповедей, чем пожиратель свинины. Приведем основные положения этого запрета (по книге Хафец-Хаима «Шмират Алашон», «Соблюдение (чистоты) языка»). Запрещены слова, наносящие урон честному имени другого человека (даже если вы потом говорите, что вас неправильно поняли). Запрещены любые разговоры, которые приводят к страданиям другого человека (моральным, финансовым, физическим и пр.). Даже если эти слова правдивы! Даже если они высказаны в шутливом тоне. Они же запрещены даже если в конце концов никакого ущерба не будет (например, вы знаете, что тот, кому вы их говорите, ничего не передаст). Этот запрет касается как тех разговоров, что ведутся о наших знакомых, так и тех, что касаются не знакомых нам людей. Запрещено вести подобные разговоры с любым человеком — даже с женой или родителями (в последнем случае даже о жене). Запрещено слушать такие разговоры. Тот, кто их слушает, а тем более тот, кто их принимает к сведению, — является таким же нарушителем, как и тот, кто их ведет. Не говорите о другом человеке: «только послушай, что он сделал!»; «послушай, какой он человек (неумный, жадный и пр.)»; «послушай, как он соблюдает Тору (от него по субботам пахнет табаком и пр.)». Если от вашей информации зависит состояние того, кто вас спрашивает о конкретном человеке, то можно говорить о нем правду. Но без преувеличений! И без личных оценок качеств обсуждаемого.
|