Воскресенье, 19.11.2017, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация Вход
Новые сообщения
  • Стихи (0)
  • На восток и обратно,... (0)
  • www.pcu.org.ua (4)
  • Что почитать (0)
  • Сердце и Чаша (51)
  • Служение Богу в Духе... (7)
  • Христианские Стихи о... (23)
  • Зеленый нейтрал (30)
  • Astra-мысли (6)
  • поэма по книге царя ... (11)

  • Категории раздела
    статьи 1 [23]
    Рассказы [24]
    Биографии [29]
    Статьи 2 [16]
    Чужие рассказы [35]

    Облако

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Главная » Статьи » статьи 1

    Лакота

    Индейцы, известные белым как западные сиу/последнее слово из языка алгонкинов, означающее ''змеи'', ''враги''/, лакота/''cоюзники''/ относительно недавно пришли в прерии. В начале XVIII века лакота жили и охотились на бизонов на травянистых равнинах западной Миннесоты и восточной Дакоты. Они путешествовали пешком, шесты для небольших типи и домашний скарб перевозили прирученные крупные собаки. В те времена лакота, возможно, все еще использовали каноэ для перевозки мяса с мест охоты в селения.

    Этот образ жизни был удивительно хорошо приспособлен к прериям, позволяя лакота пользоваться ресурсами как приграничных лесов, так и равнин. Они охотилсь на оленей в лесу, ловили рыбу в реках, охотились на разнообразную дичь на озерах, но основным поставщиком пищи был бизон.

    В отличие от своих восточных родственников санти, живших на берегах Миннесоты, лакота не выращивали ни маиса , ни каких-либо овощей. Чтобы разнообразить диету, они получали растительную продукцию путем обмена. Ежегодные большие торговые ярмарки проходили на реке Джеймс, где сиу и их союзники обменивались продуктами и товарами. Бизоньи шкуры, дубленая кожа, луки, украшения из игл дикобраза, орлиные перья предлагались в обмен на маис, овощи, европейские деликатесы, металлические ножи, шила, иглы, топоры,ружья, одежду, одеяла и орнаментированные вещи. Европейские товары британские торговцы с Минесоты сбывали санти, а те, в свою очередь, предлагали их своим западным родственникам. Затем,ближе к середине XVIII века, произошло то, после чего жизнь лакота изменилась навсегда. В их земли начали поступать лошади! Сначала лакота приобретали их у западных племен, но вскоре угон лошадей стал наиболее почетным и ценным способом пополнения их поголовья.

    Лакота быстро нашли применение новому животному. Они назвали его шунка вакан/священная собака/, и оно вошло в сердце и душу их культуры. Появление лошади, говорили лакота, было предсказано задолго до этого времени. Лошади стали неотемлемой частью религии, люди видели их во сне, и священная магия, дарованная Силами Вселенной, защищала табуны лакота и придавала лошадям быстроту.

    Жизненные стандарты лакота значительно повысились. Типи стали больше, выше, краше. Для возведения одного жилища теперь требовалось от 20-ти до 30-ти бизоньих шкур. В прежние времена несколько семей из-за недостатка шкур строили одно общее жилище, теперь каждая семья имела типи. Больше того, богатые мужчины позволяли себе иметь несколько жен, и обычно, у каждой было свое собственное жилье.Тем самым сохранялся семейный покой и обеспечивалось свободное место для скарба семьи.

    Рост богатства/колличество лошадей и товара у лакота становилось все больше/ повлек за собой расширение военных действий. Лакота в поисках бизонов переправились через Миссури и вышли на короткотравье высоких прерий. И не только за бизонами пришли они туда, а и за лошадьми, совершая набеги на ближние и дальние племена.

    Вскоре они достигли Черных Холмов и встретили у их подножия шайенов и арапахо, с которыми быстро заключили мир. Лакота, шайены и арапахо весь век оставались надежными союзниками. Лакота втретили там также кроу и кайова, с которыми повели войну По мере продвижения на юг они столкнулись с пауни, уже враждовавшими с шайенами, и война между ними началась и не стихала никогда.

    В течении первого десятилетия 19 века численность лакота неуклонно возрастала. Главным образом в следствие повышения рождаемости.а также от того, что немало индейцев из восточных общин откочевывали к западу, чтобы присоединиться к своим предприимчивым родственникам. Всоре лакота разделились на семь отдельных племен. На севере, кочуя от Миссури до верховий рек Кэннонболл и Грэнд, были ханкпапа и черноногие сиу; на берегах Моро и Шайен кочевали миннеконжу, Два Котла и сансарки; южнее этих трех племен, на берегах Южной Шайен, Бэд и Уайт, обосновались оглала и брюле. Белые люди стали приходить в страну сиу с 80-ых годов 18 века. Покупка Луизианы официально закрепила эту землю за США; В 1804 году вверх по Миссури поднялась экспедиция Льюиса и Кларка, повстречавшая на своем пути разные племена сиу и подписавшая с ними договоры, по которым индейцы признали политическую зависимость от Вашингтона.Пиктографические счеты зим отметили это событие как '' Зиму Многих Флагов''. С точки зрения лакота основным результатом договоров стало увеличение числа белых торговцев, которые везли фабричные товары для обмена на мех и шкуры. В 1825 году вверх по Миссури поднялся первый пароход, ознаменовавший собой истинное начало новой эры. С этой поры численность белых стала расти впечатляющими темпами. Но для индейцев транспортные новации означали лишь увеличение и улучшение фабричных товаров. Лакота так жаждали их, что с постройкой в 1828 году форта Бент в южном Колорадо, предприиччивые партии индейцев отправились в далекое торговое путешествие.

    Для южных лакота/брюле и оглала/ 1834 год стал поворотным. В то время оглала жили на востоке Черных Холмов, охотясь у верховий Бэд и Южной Шайен. Брюле кочевали дальше к востоку на Уайт Ривер, уходя иногда на охоту в Небраску и сражаясь с пауни. В 1834 году Пушная Комания Скалистых Гор основалп форт Уильямс, позже переименованный в форт Ларами. Страхуя свой бизнес, торговцы Уильям Саблетт и Роберт Кэмпбелл предложили ведущему вождю оглала Бычьему Медведю откочевать к юго-западу, чтобы охотиться на богатых бизонами прериях реки Платт и торговать в новом форте. Оба пункта в предложении привлекли вождя - оглала вынуждены были уходить далеко на восток в поисках торговцев и бизонов в их землях стало меньше -, и он привел оглала к реке Платт осенью 1834 года. Племя было довольно этим переселением, и следующим летом Голубая Земля, главный вождь брюле, также переселил своих людей на юг для охоты на Найобрэре.

    Когда они начали охотиться в Небраске, лакота столкнулись со своими старыми врагами арикарами и их родственниками, скиди пауни/арикары короткое время жили с пауни/. В 1835 году два племени напали на брюле, но те сумели повернуть ход битвы в свою пользу, обратив атакующих в бегство и уничтожив 22 человека.

    Зимой того года лакота совершили спланированное нападение на арикаров на льду замерзшей Норт Платт у Эш Холлоу. Арикары снова были разбиты; на этот раз они бежали на север, за пределы своих старых охотничьих угодий, и присоединились к манданам и хидатса, живших на Миссури, в Северной Дакоте. В Небраску арикары уже больше не возвращались.

    Переместившись в район реки Платт, лакота оказались на пути белых переселенцев. Они видели как ручеек белых вдоль Орегонской Тропы превратился в могучую реку. Неисчислимые толпы путешественников у них на глазах неизменно шли с востока на запад. Они несли с собой холеру и другие болезни, а также явились причиной растущих трудностей между лакота и США.

    В 1849 году форт Ларами стал военным постом, станцией и символом защиты путешественников на их пути на запад. В 1851 году на Хорз Крик в западной Небраске собрался великий совет равнинных племен, чтобы подписать договор о дружбе и взаимном прощении. На нем правительственные чиновники потребовали от индейцев избрать верхоного вождя для каждого племени. Верховные вожди должны были представлять интересы своих племен в сношениях с США. После долгих споров лакота выбрали верховным вождем Побеждающего Медведя, лидера брюле. Он протестовал, говоря, что это слишком тяжелая ответственность. Он сказал правительственному чиновнику:'' Отец, я боюсь не смерти, а возможности стать вождем всего народа. Я должен стать большим вождем, иначе через несколько лун я буду спать в прерии мертвым''.

    Слова Побеждающего Медведя оказались пророческими. Пытаясь разрешить спор между безутешным мормоном, потерявшим корову, и гостившим в лагере брюле воином миннеконжу, убившем ее, вождь был сражен огнем из пушки 18 августа 1854 года. Пушку притащили из форта Ларами солдаты. Им была поставлена задача взять обвиняемого индейца под стражу. В отместку лакота убили лейтенанта Грэттена, неуравновешенного офицера и командира этих солдат, и 29 его подчиненных. Побеждающий Медведь был '' бумажным вождем'' белых, но вместо того, чтобы отнестись к нему с уважением, солдаты убили его без всякого повода. А должность ''верховного вождя'' осталась вакантной навеки.

    На следующий год генерал Хэрни повел войска вверх по течению Платт Ривер в поисках сиу. 3 сентября, наткнувшись на лагерь брюле вождя Маленького Грома, стоявший на Блю Уотер в 6 милях к северо-западу от Эш Холлоу, он атаковал его, уничтожив 86 лакота и взяв в плен 70 женщин и детей. В 40-ые и 50-ые годы оглала и брюле охотились по всей Небраске. Хотя оба племени уделяли особое внимание форту Ларами и торговым постам в западной Небраске и Вайоминге, брюле предпочитали зимовать у развилки Платт и на Рипабликэн и ее притоках. Белые Холмы у истоков Уайт Ривер/северо-западная Небраска/ также являлись их излюбленным местом для зимних стоянок. И брюле и оглала посещали Песчанные Холмы, чтобы ловить диких мустангов. Но лучшими бизоньими пастбищами были прерии между развилкой Платт и рекой Рипабликэн. Ритм социальной жизни лакота, их религия и культура напрямую зависели от бизона. Это животное было наиглавнейшим ресурсом как в материальном, так и в духовном аспектах.

    По преданию, прежде чем бизону появиться в прериях, его вынашивала Мать Земля. И люди, говорит легенда, имеют то же самое происхождение. Бизоны послали лакота святое создание, Женщину-Белую Бизониху, и она заключила с ними соглашение, Она дала индейцам Трубку Белого Теленка, чтобы они с ее помощью молились Силам Вселенной, Вакантанке, воплощению всего священного. Бизоны клятвенно обещали лакота быть объектом охоты, но если люди стали бы огорчать своим поведением Вакантанку, то они/бизоны/ вновь ушли бы под землю и вернулись бы лишь в ответ на горячие молитвы и достойное поведение. Трубка стала основой религии лакота, символизируя взаимоотношения между человеком и Силами Вселенной.

    Через духовного проводника и видения лакота узнали о священных ритуалах, создавших внешнюю форму их религиозной жизни.В палатке очищения, небольшом куполообразном строении из ивы, покрытои бизоньими шкурами, лакота клали раскаленные камни в очаг. Вход закрывался и лилась вода на камни/по верованиям, камень был древнейшим созданием на Земле/,и они начинали дышать горячим паром. Проходившие обряд очищения сильно потели, очищая свои тела и обновляя души. Этот обряд у лакота предворял все другие ритуалы-поиск видения, Танец Солнца и тд. Все церемонии давали лакота силу, утешение, удовлетворение. Когда лакота отправляли религию, они жили в гармонии с Создателем и наслаждались внутренней гармонией, исходящей из самой сути духовноц силы. Традиционный образ жизни лакота начал клониться к закату с 1864 года, когда вспыхнули индейские войны на южных равнинах.

    [url=http://indeitsi.narod.ru/stat.htm]истичник[/url]


    Категория: статьи 1 | Добавил: Линда (07.08.2011)
    Просмотров: 423 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Цитата
    Блажен тот, кто ничего не ждет, ибо его никогда не постигнет разочарование.
    Б. Франклин

    Форма входа

    Поиск

    Наша кнопка



    Друзья сайта
    Для писателей...  Готовим сами Для писателей... Литературный портал БЛИК Альтернативный сайт поэзии

    Мечтатели неба © 2017