Воскресенье, 19.11.2017, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация Вход
Новые сообщения
  • Стихи (0)
  • На восток и обратно,... (0)
  • www.pcu.org.ua (4)
  • Что почитать (0)
  • Сердце и Чаша (51)
  • Служение Богу в Духе... (7)
  • Христианские Стихи о... (23)
  • Зеленый нейтрал (30)
  • Astra-мысли (6)
  • поэма по книге царя ... (11)

  • Категории раздела
    статьи 1 [23]
    Рассказы [24]
    Биографии [29]
    Статьи 2 [16]
    Чужие рассказы [35]

    Облако

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Кто нас сегодня посетил ]
    Главная » Статьи » статьи 1

    Как писать2

    1. Перед тем, как начать писать, рекомендую набросать небольшой план работы (по плану работать удобнее). В плане следует наметить жанр и основную суть (о чём собственно будет Ваше творение). Схематично накидать начало, середину и конец. Конец конечно необязательно (сама грешна, когда начала писать, о концовке вообще не задумывалась). Но хотя бы начало у вас должно быть продумано. 
    2. Обязательно продумайте название. 
    3. Даже если Вы пишете первое произведение, у Вас нет никакого опыта, и Вы очень сомневаетесь в своих писательских талантах, не пишите, пожалуйста, в начале фраз по типу: «это мое первое произведение, прошу тапками не кидаться». Тапки будут в любом случае, критика это хорошо и бояться её не нужно. Просто подобные фразы читать очень неприятно и с первых же моментов начинает складываться негативное впечатление о произведении. 
    4. Теперь расскажу немного об орфографии и пунктуации. Я думаю, у всех на компьютере установлена прекрасная программа Microsoft Office Word, не стоит её игнорировать (хотя, увы, и она не панацея). Пишите свои тексты в ней. Эта программа избавит Вас от критики читателей в адрес Вашего правописания, а меня от необходимости копировать в эту тему учебник по русскому языку. Кстати, не включайте функцию автоматического переноса – замучаетесь дефисы стирать. 
    5. И ещё один момент. Рассказ - это не приватные разговоры в ICQ, и не беззаботная болтовня на форуме. Это серьёзное произведение, и поэтому смайлики в нём не уместны.

    Технические тонкости при написании текста (или обо, что все спотыкаются). 
    Сначала элементарное: 
    1. Очень неприятно смотрится… когда все знаки препинания заменяются многоточием… 
    Не бойтесь забыть одну маленькую запятую, за это Вас никто не убьёт. А вот за извращения с многоточием… 
    2. Разделяйте текст на абзацы. Сплошную строчку читать неудобно. 
    3. Прямая речь оформляется так: 
    – Привет! Как дела? – радостно прокричала Саша. 
    – Привет, – вздохнув, буркнула Света и печально добавила: – Хорошо. 
    4. Ни в коем случае не пишите сложных слов, значения которых не понимаете. 
    Теперь более сложное: 
    1. Множество хитроумных лексических оборотов при описании действий делают текст живым и красивым, но главное без фанатизма (везде можно знать меру). 
    2. Распространенная проблема начинающих писателей – это сухость при описании чувств героев. Описывайте чувства и эмоции своих героев более развернутыми фразами, пользуйтесь метафорами. 
    Пример для пункта 1 и 2: фразу: «Саше было обидно слышать такие слова свой адрес», можно украсить таким образом: «Саше было очень неприятно слышать эти слова. Обида тут же прицельно и очень больно кольнула в самый центр его самолюбия». 
    3. Вторая распространённая проблема: слишком подробное, иногда буквально пошаговое описание действий героя (зачастую пресное и ни чем не украшенное). Читать такое сложно, утомительно и скучно. 
    4. Прорабатывайте и проговаривайте вслух каждую фразу, каждое предложение, чтобы избежать лексических ошибок. 
    5. Перед тем как выложить текст, перечитайте его раз десять. Найдите все опечатки, грамматические ошибки, пропущенные слова. Потом закройте текст, выпейте чаю и проверьте всё ещё раз.

    Сюжет. 
    1. Ну, во-первых, самое главное: должен быть сюжет (интригующая завязка, захватывающее дух действие и ошеломительная развязка)!Несколько фраз об описании жизни Вашего персонажа (персонажей) это не сюжет. 
    Пример, как не стоит писать: 

    «Тётя Маша долго ходила по магазинам. Она хотела купить продукты. В одном магазине тётя Маша купила много продуктов, расплатилась и вышла на улицу. На улице она встретилась со своей дочкой Леной, и они пошли домой. Конец» 

    2. Все мы додумываем сюжет во время написания, это нормально, невозможно всё продумать до конца. Но, в любом случае сюжет должен быть логичным, одно должно выливаться из другого и втекать в третье. 
    Если в одной серии герой по имени N трагично погиб, а в другой бодренький пошёл на работу, то это будет смотреться, мягко говоря, странно. 
    3. Не рекомендуется слишком запутывать сюжет. Если у вас с самого начала появляется запутанный клубок, то, запутывая его ещё больше, не забывайте его иногда хоть чуть-чуть распутывать. Иначе Вы можете сами забыть, где Вы этот клубок завязали, и читатель может так и не дождаться гениальной развязки. Читать подобные сериалы очень трудно, а распутывать после них мозги ещё труднее. 
    4. Ну и естественно не упрощайте сюжет до такой степени, что уже через две серии будет понятно, чем всё закончится. 
    5. Определитесь, от лица кого у Вас ведётся повествование. От третьего лица, от первого лица (без переключения на других персонажей или с переключением).
    Герои. 
    1. Старайтесь прорабатывать характеры всех персонажей, как главных героев, так и героев второго, третьего и т. д. плана. 
    2. В действиях и поступках героев, так же как в сюжете должна присутствовать логика (это правило желательно, но не обязательно). 
    Например: великосветская дама никогда не высморкается в рукав на публике, а мелкий хулиган не станет с друзьями по кварталу обсуждать теорему Энштейна. 
    3. Старайтесь по ходу сюжета описать главных героев полностью (внешность, основной род занятий, привычки, характерные особенности), чтобы у читателей сложилось целостное представление об образе героя. 
    4. Проговаривайте вслух все диалоги и монологи героев, чтобы прочувствовать построение фразы.

    Место действия. 
    1. Тут всё то же самое, что и с сюжетом, и с персонажами. Старайтесь проработать детально то место (места), где у Вас будут происходить события.
    2. Логика, логика. Да, место действия тоже должно быть логичным. 
    3. Не забывайте описывать место действия. Чем интереснее Вы опишите окружающую обстановку, тем лучше она запомнится читателям. 
    4. Если Вы создаёте свой мир, то не забывайте это показывать. Придумывайте свои предметы, явления. Ну и конечно не забывайте расшифровывать для читателей, что означает то или иное слово (какой-нибудь понятный для Вас куз-бубуз, для других всего лишь набор букв). 
    5. Если Вы описываете наш мир, то, на всякий случай, вооружитесь учебником по географии. Если действие происходит в прошлые века, то рядом в обязательном порядке должен лежать учебник по истории и желательно не один. Так Вы избежите многих некрасивых ляпов, связанных с неточностями в описании исторических моментов и неизвестной Вам местности.

    Композиция и сюжет
    Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.

    Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.

    Теперь определимся с элементами сюжета.

    Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

    Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета. 
    Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.

    Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. Виды конфликтов: 
    - человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа); 
    - человек против природы (обстоятельств); 
    - человек против общества; 
    - человек против техники; 
    - человек против сверхъестественного; 
    - человек против самого себя.

    Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

    Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней. 

    Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

    Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

    Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

    Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее — он кажется вялым и нелогичным.

    В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире».

    Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе. Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п. Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа — идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.

    Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется «бог из машины». То, что подходило древним, только раздражает современников.

    Читатель ощущает себя обманутым, если героям «просто везет»: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого — то есть сделали что-то достойное.

    Сюжетные архетипы

    Всемирная литература выработала определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков. Их можно подразделить на следующие категории:

    • Путешествие — герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант — возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.

    • Преследование — герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от погони. Пример: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

    • Спасение — герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: «Рита Хейворт, или Побег из Шоушенка» С. Кинга.

    • Месть — герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: «Граф Монте-Кристо» А. Дюма.

    • Загадка — читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример — «Код да Винчи» Д. Брауна.

    • Противостояние. Ключевой момент — противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в разных весовых категориях. Пример: «Завтра была война» Б. Васильева.

    • Взросление — герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

    • Искушение — конфликт основан на эмоциях героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример: «Лолита» В. Набокова.

    • Преображение — герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: «Воскресение» Л. Толстого.

    • Любовь — герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: «Графиня де Монсоро» А. Дюма.

    • Жертвенность — герой жертвует всем ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: «Русалочка» Г.-Х. Андерсена.

    • Разложение — герой постепенно деградирует. Пример: «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

    • Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: «Собачье сердце» М. Булгакова.

    • Из грязи в князи или Из князей в грязь — история возвышения или падения человека. Пример: «Похождения Невзорова или Ибикус» А. Толстого.

    В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах может переплетаться несколько архетипов: например, в «Войне и мире» Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.

    Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп (если речь не идет о пародии) — это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп — это элемент проверенного временем мифа. Речь идет о своеобразной «короткой дороге» к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.

    Если мы пишем интеллектуальную прозу или мейнстрим, мы стараемся вообще избегать штампов; если пишем жанровую литературу — используем штампы по минимуму.

    Наиболее распространенные сюжетные штампы

    • Небесное создание попадает на землю и влюбляется в смертного/смертную. Альтернативный вариант: представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку-туземку.

    • Все гоняются за каким-нибудь военным секретом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Штуковина может изменить ход истории.

    • Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем или волшебником.

    • Апокалипсис наступил, люди живут в подземельях и воюют с мутантами.

    • Руссая девушка выходит замуж за иностранца. Знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь — все основано на подлинных событиях.

    • Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.

    • Герой мстит за погибших родителей.

    • Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить жизни.

    • Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот решает его проблемы.

    • Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.

    • Решающий поединок героя со злодеем.

    • Герой на краю гибели, но тут появляется верный друг и спасает его.

    • Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.

    • Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.

    • Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.

    • В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

    Создаем героя 
    Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два. 
    Считается, что три — оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз.

    Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.

    Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает: 
    • симпатию — одобрение и сочувствие; 
    • эмпатию — читатель легко представляет себя на его месте. 
    Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот — всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее: 
    • достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их; 
    • уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой; 
    • привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

    Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.

    Многие считают, что идеальный герой — это «простой человек». Поэтому в рукописях, приходящих в издательство, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше — персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением — они описывают себя и свои проблемы.

    Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов — с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? То-то и оно. Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

    Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

    Дональд Маасс дает интересную идею — как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.):

    Если мы начнем описывать прекрасную девушку стандартным путем — какого цвета у нее глаза и какие волосы, — все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем его эмоции — что он испытывает, глядя на героиню, — то сцена заиграет совсем по-другому. Главное — сделать акцент на субъективном восприятии.

    То же самое с царями и прочими великими: продемонстрируйте не «властное лицо», не «благородную посадку головы», а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.

    АРХЕТИПЫ ГЕРОЕВ

    Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге «Герои и героини» подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:

    Мужские:

    1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо.

    2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.

    3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.

    4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова.

    5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.

    6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

    7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояля» Яна Флеминга.

    8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.

    Женские:

    1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.

    2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

    3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.

    4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.

    5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

    6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

    7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева.

    8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.

    Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

    Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

    Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.

    Штампы героев

    • Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.

    • Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.

    • Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.

    • Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.

    • Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.

    • Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из-ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п.

    • Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.

    • Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него.

    • Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.

    • Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой.

    • Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.

    • Злодей, которому нужна власть над миром.

    • Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя даже вдесятером.

    Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише:

    Большой и сильный = простоватый 
    Старый = мудрый 
    Ребенок = беззащитный, положительный 
    Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство 
    Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик 
    Стражник, охранник = туповатый 
    Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный 
    Человек в очках = хилый, слабовольный 
    Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни 
    Красивый = хороший, уродливый = плохой (Кстати, старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало.

    Как и с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами. Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.

    Досье на героя

    Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя. Составьте на него досье:

    • Ф.И.О. или прозвище. 
    • Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история? 
    • День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу. 
    • Внешность: фигура, лицо, зубы, руки. 
    • Манера одеваться. 
    • Жестикуляция, громкость голоса. 
    • Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик? 
    • Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой? 
    • Отношение к сексу. 
    • Любовь для него — это... 
    • Его идеал женщины (мужчины)? 
    • Что он ценит в людях? 
    • Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно? 
    • Он женат, разведен, вдов? Если у него есть «бывшие», то что он думает о них? 
    • У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения? 
    • Место жительства — страна, город, район. 
    • Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба? 
    • Как выглядит его жилище? 
    • Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи? 
    • На чем он перемещается? 
    • Что он любит? Что не любит? 
    • Каковы его привычки? 
    • Он «сова» или «жаворонок»? 
    • Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь? 
    • Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или «всеядное животное»? 
    • Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне? 
    • У него есть хобби? 
    • У него есть домашние животные? 
    • У него есть цель в жизни? 
    • О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты? 
    • Он по натуре предприниматель или наемный работник? 
    • Уровень образования? 
    • Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки? Что именно ему нравится? 
    • Что думают о нем друзья? 
    • Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни? 
    • Он считает, что дети — это «цветы жизни», «злобные монстры», «неопознанные ходячие объекты»? 
    • Его отношение к религии. 
    • Его отношение к политике. 
    • Что он думает о своей расе и национальности? 
    • Родина — это важно или «Мой дом — планета Земля»? 
    • Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей. 
    • Кто его лучший друг? 
    • Что оказало на него самое большое влияние? 
    • Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает? 
    • У него есть враги? Если да, то кто именно? 
    • Как обстоят дела со здоровьем? 
    • За какие идеалы он готов умереть? 
    • В чем заключается его проблема в начале романа? 
    • Как он меняется на протяжении романа? 
    • Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа? 
    • Почему он должен быть им интересен?

    Автор статьи: Эльвира Барякина

    Категория: статьи 1 | Добавил: Линда (11.08.2011)
    Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Цитата
    Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или из безумного воодушевления принести ее в жертву.
    А. Герцен

    Форма входа

    Поиск

    Наша кнопка



    Друзья сайта
    Для писателей...  Готовим сами Для писателей... Литературный портал БЛИК Альтернативный сайт поэзии

    Мечтатели неба © 2017